Молочная промышленность России.

Муравьева Анастасия

Кабалинский Дмитрий

СИТУАЦИЯ В ОТРАСЛИ

    Производство молочных продуктов - значительный сегмент пищевой промышленности России. Молокоперерабатывающие предприятия обеспечивают около 12% суммарного объема продукции отрасли. Общее число компаний, вырабатывающих молочные продукты, превышает 1600, из них 72 предприятия имеют мощность по переработке более 55 тыс. тонн молока в год.
    В региональной структуре отрасли преобладают предприятия крупнейших российских городов, где выпуск молочной продукции поддерживается традиционно более высоким, по сравнению с периферией, уровнем платежеспособного спроса, а также уровнем технологической оснащенности предприятий, позволяющим вырабатывать широкий ассортимент качественной продукции, реализуемой не только на региональном рынке, но и далеко за его пределами. Так, московские и петербургские компании в 1998 г. контролировали почти 20% общего объема выпуска молочных продуктов (в 1997 г. их суммарный удельный вес составлял только 12%), причем на долю Москвы приходилось более 15%. Заметное место в отрасли занимают также компании регионов с развитым животноводством (Башкортостан - 5,2%, Краснодарский край - 5,1%, Татарстан - 4,4%), однако доля региональной продукции постепенно сокращается.
    В течение 1996-1997 гг. объемы производства в молочной промышленности ежегодно сокращались, причем спад носил более отчетливый характер по сравнению с пищевой промышленностью в целом.
    Начиная с 1998 г. ситуация в отрасли стала стабилизироваться: производство молочных продуктов за год несколько увеличилось. Во многом это обусловлено тем, что девальвация рубля сделала неконкурентоспособной импортную продукцию, доля импорта в потреблении молокопродуктов сократилась с 18,6% в 1997 г. до 11,9% в 1998 г.
    В 1999 г. производство цельномолочной продукции сохранилось практически на уровне 1998 г. (спад производства составил всего 0,1%); в то же время выпуск отдельных дорогостоящих молочных продуктов (например, масла) сократился.

СЫРЬЕ

    Одной из причин, сдерживающих развитие молочной промышленности России, является серьезное сужение сырьевой базы производства.
    Валовой надой молока в 1999 г. составил 32,1 тыс. тонн, упав по сравнению с 1998 г. на 3,5% (на 43% по сравнению с 1990 г.). Продуктивное поголовье коров насчитывало по состоянию на 1 января 2000 г. 12,9 млн голов, что на 4,4% меньше, чем в 1998 г., и более чем на треть уступало показателям 1990 г. Продуктивность коров низкая: в 1999 г. надой молока в расчете на 1 корову в России был в 2,4 раза ниже, чем в странах ЕС, и в 3,3 раза меньше, чем в США.
    Кроме отставания в количественных показателях, серьезной проблемой является качество сырого молока. Высокая заболеваемость молочного стада, плохие условия его содержания привели к тому, что в настоящее время значительная часть производимого сырого молока по своим характеристикам не устраивает перерабатывающие предприятия.

ПРОИЗВОДСТВО
    Питьевое молоко
    Цельное молоко является одним из наиболее распространенных молочных продуктов, выпускаемых как крупными специализированными компаниями, так и сельскохозяйственными производителями и малыми предприятиями. Общий объем производства цельного молока в России в 1998 г. составил 2,2 млн тонн. В 1999 г. суммарный выпуск молока несколько увеличился, составив по оценке 2,25-2,30 млн тонн.
    Производство цельного молока имеет достаточно высокий для молочной промышленности уровень концентрации: на долю 10 ведущих промышленных предприятий в 1996-1998 гг. приходилось 21-23% (табл. 1) суммарного выпуска цельного молока. В 1998 г. список лидеров, включающий ведущие предприятия Москвы и С.-Петербурга, а также крупнейшие региональные заводы, возглавляли Лианозовский и Царицынский молочные комбинаты, входящие в группу <Вимм-Билль-Данн>. Доминирующее положение этих компаний поддерживается высокими темпами развития производства, значительно превышающими среднеотраслевые показатели.

Компания

Объем произ-водства, тыс. тонн

Доля в обще-российском производстве, %

1997 г.

1998 г.

1997 г.

1998 г.

Всего

2111,9

2232,2

100

100

В том числе:

АО "Лиaнoзoвcкий молочный комбинат" (г. Москва)

124,1

160,8

5,9

7,2

АО "Царицынский молочный комбинат" (г. Москва)

39,3

64,6

1,9

2,9

АО "Останкинский молочный комбинат" (г. Москва)

50,6

57,2

2,4

2,6

АО "Caнкт-Пeтepбуpгcкий молочный комбинат № 1 "Пeтмoл"" (г. С.-Петербург)

62,1

53,3

2,9

2,4

АО "Чepкизoвcкий молочный завод" (г. Москва)

44,3

36,5

2,1

1,6

АО "Moлoчный комбинат" (г. Ти-машевск, Краснодарский край)

29,5

34,4

1,4

1,5

Екатеринбургский городской молочный завод № 1 (г. Екате-ринбург)

17,3

28

0,8

1,3

АО "Казанский молочный комбинат" (г. Казань, Татарстан)

39,1

28,8

1,9

1,3

AО "Уфaмoлaгpoпpoм" (г. Уфа, Башкортостан)

32

26,2

1,5

1,2

АО "Очаковский молочный завод" (г. Москва)

13,5

25

0,6

1,1

Прочие

1660,1

1717,4

78,6

76,9

    Несмотря на то что с начала 90-х годов производители животноводческой продукции стали организовывать собственные цехи и мини-заводы по переработке молока, они не играют существенной роли в производстве молока, прошедшего промышленную переработку: в 1998 г. они давали не более 12% выпуска цельного молока.
    В настоящее время ассортимент цельного молока, выпускаемого российскими производителями, динамично расширяется. Сейчас практически все крупнейшие предприятия наладили выпуск продукции всего спектра жирности и интенсивно наращивают производство стерилизованного молока (в том числе по высокотемпературным технологиям UHT).
    Вслед за ведущими предприятиями меры по расширению ассортимента выпускаемой продукции стали предпринимать и отдельные региональные компании.
    Сливки
    В последнее время производство сливок в России было подвержено существенным колебаниям. В целом за 1996-1998 гг. выработка сливок возросла на 21,1%, причем весь прирост произошел в 1997 г., когда производство увеличилось на 22,8% по сравнению с предыдущим годом, а в 1998 г. общий объем их выпуска сократился на 1,4%, составив 28,4 тыс. тонн.
    Концентрация производства сливок на крупных и средних предприятиях более высока, чем в выпуске цельного молока. В 1998 г. сельхозпроизводители и мелкие компании обеспечили только 8% общего объема данной продукции.
    В отличие от производства цельного молока, в числе лидеров по выпуску сливок достаточно широко представлены региональные компании. Однако и в этом сегменте ведущие позиции в течение последних лет занимает АО <Лианозовский молочный комбинат>, обеспечивший в 1998 г. 9,5% суммарного выпуска данной продукции.
    Сухие молочные продукты
    Основными видами сухих молочных продуктов, выпускаемых в России, являются сухое цельное молоко, сливки и смеси для мороженого, а также сухое обезжиренное молоко, заменитель цельного молока и сухая сыворотка.
    Учитывая сезонность производства сырого молока предприятиями АПК, выпуск сухого молока приобретает особое значение: по оценке, в осенне-зимний период до 70% питьевого молока вырабатывается из сухих продуктов (летом этот показатель составляет около 30%).
    Производственный потенциал по выпуску данной продукции за последнее десятилетие увеличился: суммарные мощности, составлявшие в 1999 г. 1257 тонн в смену (в том числе по производству сухого молока и сливок - 301 тонна в смену; сухого обезжиренного молока и заменителя цельного молока - 956 тонн в смену), возросли по сравнению с 1990 г. на 18%. Однако уровень их использования чрезвычайно низок и в последние годы не превышал 30%.
    В 1999 г. общий объем производства сухих молочных продуктов составил 151,4 тыс. тонн, из которого 52,4% приходилось на долю сухого молока и сливок. Более половины суммарного выпуска обеспечивается региональными предприятиями, среди которых выделяются заводы Новосибирской и Белгородской областей (сухое молоко и сливки), а также Башкортостана и Татарстана (обезжиренное молоко и заменитель цельного молока).
    В 1998 г. продуценты сухих молочных продуктов переживали кризис. Сокращение выпуска наблюдалось по всей номенклатуре продукции. В 1999 г. выработка отдельных видов данной продукции стала постепенно возрастать. Так, производство сухого молока и сливок в 1999 г. на 4,6% превзошло уровень предыдущего года. Темпы падения выпуска обезжиренного молока и заменителя цельного молока в 1999 г. замедлились до 0,4%.
    Молочные консервы
    Потенциалом для выпуска молочных консервов в России располагают более 100 предприятий молочной промышленности. К 2000 г. их суммарная мощность составляла около 2 млн усл. банок (м.у.б.)1 в смену, увеличившись в полтора раза по отношению к 1990 г. В 1999 г. в России произведено 533 м.у.б. молочных консервов при коэффициенте использования мощностей - 48%.
    Предприятия по выпуску молочных консервов расположены в регионах с развитым молочным животноводством. Более 40% выработки консервов сосредоточено в Белгородской обл., Красноярском крае, а также в Орловской обл., где находятся пять крупнейших заводов.
    Интенсивный рост производст-ва молочных консервов в 1997-1998 гг., когда отрасль являлась одним из самых быстроразвивающихся секторов молочной промышленности, в 1999 г. сменился спадом: за год выпуск продукции сократился на 13,4%.
    Сезонность
    Объемы производства отдельных видов молочной продукции существенно варьируются в течение года, что связано с неравномерным уровнем надоев, который повышается во время пастбищного содержания скота и падает после его завершения, поскольку кормовая база животноводства остается весьма слабой. В России максимальные величины надоев молока приходятся на июнь-август, а минимальные - на зимние месяцы. Причем зимой производство сырого молока может сокращаться почти в 3 раза по сравнению с летом.
    В наибольшей степени сезонность влияет на производство сухих молочных продуктов и молочных консервов, где загрузка предприятий резко возрастает в период увеличения надоев сырого молока, а впоследствии заметно падает.

ИМПОРТ И ЭКСПОРТ

    В 90-х годах Россия стала крупным импортером молочной продукции. В докризисный 1997 г. объемы ввоза молочных продуктов более чем в 27 раз превышали экспорт; за счет импорта в этот период обеспечивалось около 18% российского потребления данной продукции.
    Резкая девальвация рубля в августе 1998 г. снизила ценовую конкурентоспособность продукции зарубежного производства на российском рынке; в результате импорт в 1998 г. уменьшился почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом (табл. 2).

Показатель

1997 г.

1998 г.

Экспорт

231,6

334,8

Импорт

6289,8

3694,1

    В настоящее время зарубежные компании контролируют 11-12% рынка.
    Общий стоимостный объем импорта питьевого молока и сливок, сухих молочных продуктов, а также молочных консервов в 1998 г. составил 122,6 млн долл.2 В импорте данной продукции превалируют сухие молочные продукты, за счет использования которых российские предприятия покрывают дефицит отечественного сырого и порошкового молока. В 1998 г. на их долю приходилось 42,3% общей стоимости ввезенной продукции, а по итогам 9 месяцев 1999 г. этот показатель увеличился до 63,8%; доля молока и сливок в импортной продукции в 1999 г. имела тенденцию к сокращению.
    Экспорт не играет большой роли в сбыте продукции российских молокоперерабатывающих предприятий. Общий объем реализации питьевого молока и сливок, сухих молочных продуктов, а также молочных консервов за границу в 1998 г. составил только 31,5 млн долл., что почти в 4 раза меньше импорта.
    Экспортная компонента в производстве сухих молочных продуктов в 1998 г. составляла только 11%, в выпуске молочных консервов - 5%, а аналогичный показатель для питьевого молока и сливок исчислялся лишь сотыми долями процента.

КРУПНЕЙШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ

    <Белгородский молочный комбинат> в 1997 г. был куплен итальянским молочным концерном <Пармалат>. На предприятии установили новейшее оборудование для производства молока длительного хранения, благодаря чему в 1998 г. удалось добиться почти двукратного роста производства стерилизованного молока; доля комбината в производстве стерилизованного молока в общем объеме производства в целом по России в 1998 г. составила 4,2%, и он вплотную приблизился к пятерке крупнейших производителей.
    Динамичное развитие компании позволяет прогнозировать улучшение его позиций на рынке. Продукция комбината реализуется на рынке Центрального (в том числе в г. Москве) и Центрально-Черноземного регионов.
    Молоко и кисломолочная продукция предприятия известны под торговыми марками <Пармалат>, <Белый город>, <Белгородское> и др. Достаточно разнообразен ассортимент выпускаемой продукции: более 14 разновидностей молока, 8 сортов йогурта, 10 - сырково-творожных изделий.
    <Вологодский молочный комбинат> - крупнейший в области производитель молочной продукции.
    В 1998 г. в общем объеме производства цельномолочной продукции Вологодской обл. комбинат занимает почти 42% (в целом по России его доля равняется 1%).
    Продукция компании известна в основном по знаменитому маслу <Вологодское>. В будущем компания может потерять часть регионального рынка, поскольку проигрывает конкурентам по ассортименту производимой продукции.
    Предприятие планирует ввод линии по производству стерилизованного молока. Для реализации этого проекта стоимостью 1 млн долл. ведется поиск внешнего инвестора.
    <Воронежский молочный комбинат> относится к числу ведущих производителей цельномолочной продукции Воронежской обл.: в 1998 г. выпуск цельномолочной продукции составил более 25% от общего объема производства в регионе. Комбинат также представлен на региональном рынке кисломолочной продукции (кефир, йогурт, ряженка) и творожных изделий.
    Основная часть продукции реализуется оптовым и мелкооптовым фирмам, осуществляющим свою деятельность в основном в г. Воронеже и Воронежской обл.
    Кисломолочная продукция комбината, в частности кефир, поставляется в Москву и другие центральные регионы России; молоко известно под торговыми марками <Особое>, <Петровское>, <Смак>.
    В 1998-1999 гг. в структуре производства происходили изменения, вызванные увеличением выпуска кисломолочной продукции при сокращении выработки цельного молока.
    <Гатчинский молочный завод> - крупнейший производитель молочной продукции Ленинградской обл. В основном компания производит кисломолочную продукцию, удельный вес цельного молока в общем объеме производства невелик. Производственная деятельность компании в 1997-1999 гг. имеет тенденцию к развитию, что позволяет ожидать усиления позиций завода на региональном рынке.
    <Казанский молочный комбинат> на протяжении нескольких лет стабильно входит в десятку крупнейших производителей цельного молока в России, выпуская 1,2% от общего производства данной продукции. Стабильные позиции занимает компания в производстве топленого молока: в 1998 г. компания производила десятую часть всего топленого молока в России. Компания входит в состав республиканского холдинга <Татарстансоте>. Сейчас ассортимент предприятия составляет более 70 наименований молочных продуктов, среди них и национальный татарский напиток - катык.
    <Лианозовский молочный комбинат> является абсолютным лидером среди российских предприятий молочной промышленности. Большой популярностью пользуется группа продуктов торговой марки <Домик в деревне>; йогурты, пудинги и творожные десерты торговой марки <Чудо>; молоко марки <М>.
    Будучи крупнейшим молокоперерабатывающим заводом Европы, предприятие обеспечивает 7,2% общероссийского выпуска цельного молока, а по стерилизованному молоку доля компании в 1998 г. составляла 31%. Компания контролирует 9,5% общего объема производства сливок.
    Комбинат обеспечивает почти 50% общего выпуска цельномолочной продукции в Москве; входит в число 200 крупнейших компаний России, занимая 65-ю позицию по объему реализации продукции (рейтинг <Эксперт 200>, 1999 г.).
    В будущем компания сохранит доминирующее положение на российском рынке молочных продуктов. Комбинат является головным предприятием группы <Вимм-Билль-Данн>.
    <Молочный завод им. Горького> относится к числу относительно небольших предприятий отрасли: его доля в общем производстве цельного молока в 1998 г. составила всего 0,2%.
    Учитывая, что компания оперирует на рынке г. Москвы, где уровень конкуренции весьма высок, перспективы ее развития связаны с налаживанием тесных связей с кем-либо из крупных московских производителей. В противном случае рано или поздно компания будет вытеснена с рынка.
    <Обнинский молочный завод> является относительно небольшим молокоперерабатывающим предприятием. Выпускается несколько видов молочной продукции с небольшим сроком хранения, ориентированной в основном на потребителей с низкими доходами. Продукция реализуется в Калужской обл., а также в смежных областях, в частности на юге Московской обл. и юго-западе столицы.
    В настоящее время ведется техническое перевооружение предприятия, в 1998 г. оборудование было обновлено на 60%. Была закуплена новая технологическая линия <Тетра Пак>.
    <Останкинский молочный комбинат> - одно из крупнейших молочных предприятий Москвы и России. Компания достаточно динамично развивается: в 1998 г. объем производства цельного молока увеличился на 13% по сравнению с 1997 г., что позволило ей удерживать 3-е место среди ведущих производителей данной продукции и контролировать 2,6% ее суммарного выпуска в 1998 г. в России. Введение в эксплуатацию новой линии по производству стерилизованного молока позволило значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции и увеличить объем производства данного вида молока почти на 22%.
    Продукция компании выпускается под торговыми марками <Останкинское>, <Доброе утро>, <Алиса>.
    Сбыт продукции в Москве и области идет через оптовые фирмы и прямые поставки в крупные магазины и супермаркеты; часть продукции реализуется через собственную сбытовую сеть компании.
    В сентябре 1999 г. совместно с <Очаковским молочным заводом> компания организовала новую структуру - <Молочный альянс>, в рамках которой планируются совместные действия по продвижению продукции обоих предприятий.
    В ближайшем будущем компания сохранит сильные позиции на российском рынке молока.
    <Очаковский молочный за-вод> - 5-е по величине предприятие Москвы по выпуску молочной продукции. В 1998 г. рост производства цельного молока на предприятии составил почти 185% по сравнению с 1997 г. В целом по России компания занимает 10-е место, выпуская 1,1% всего цельного молока. Молочная продукция завода выпускается под марками <33 коровы>, <Кремлевская>.
    Основная часть молочной продукции завода реализуется в Москве и Московской обл. Совместно с <Останкинским молочным комбинатом> здесь развернута сеть фирменных палаток. Также большая часть продукции закупается оптовыми компаниями Нижневартовска, С.-Петербурга, Новосибирска и др.
    <Санкт-Петербургский молочный комбинат № 1 "Петмол"> является крупнейшим молочным комбинатом в Северо-Западном регионе и включает следующие производственные подразделения: завод в С.-Петербурге (основное производство), завод в г. Красное Село, завод в г. Кронштадте, завод в г. Ломоносове; кроме того, ОАО <Петмол> тесно сотрудничает с ОАО <Роска>. По итогам 1998 г. предприятие заняло 4-е место по объему производства цельного молока, вырабатывая 2,4% суммарного выпуска данной продукции в России. На рынке молочных продуктов С.-Петербурга компания занимает лидирующее положение, контролируя около 50% рынка.
    В конце 1998 г. и во второй половине 1999 г. на <Петмоле> были пущены две очереди крупнейшего в России цеха по производству детских диетических молочных продуктов мощностью 73 тонны в день.
    Инвестиции составили 31,5 млн долл. По программе правительства С.-Петербурга и Ленинградской обл. <Балтийское море> компания осуществляет техническое перевооружение молочных хозяйств области с целью увеличения производства и улучшения качества поставляемого на предприятие молока.
    В перспективе компания сохранит доминирующее положение на региональном рынке и, возможно, усилит свое присутствие в московском регионе.
    <Санкт-Петербургский завод "Пискаревский"> - второй после ОАО <Петмол> по объему производства молочной продукции в С.-Петербурге, удерживает 15-20% рынка. В 1998 г. компания переработала 66330 тонн молока, что на 25% больше, чем в 1997 г.
    ЗАО <Пискаревский> - необычное явление в молочной промышленности России. Его организовали 13 крупных молочных хозяйств Ленинградской обл.; таким образом компания решила проблему поставок высококачественного и недорогого молока на предприятие, а совхозы обеспечили себе стабильное потребление их продукции.
    Основным молочным продуктом компании является молоко <Клевер>, а также большой ассортимент кисломолочных продуктов. Помимо стерилизованного молока на предприятии выпускают дешевое пастеризованное молоко в полиэтиленовых пакетах.
    Программа развития предприятия на 2000-2001 гг. предусматривает: увеличение объема перерабатываемого молока на 40%; расширение ассортимента творожных изделий в 2 раза; создание собственной базы молоковозов.
    В ближайшей перспективе деятельность компании будет по-прежнему ориентирована на региональный рынок.
    <Петербургская молочная компания "Роска"> - сравнительно молодое предприятие, которое построено в 1990 г. и оснащено современным импортным оборудованием.
    Неблагоприятная ситуация, сложившаяся в 1996-1997 гг., была преодолена благодаря стратегическому сотрудничеству с петербургскими Сбербанком и ОАО <Петмол>: в 1998 г. рост производства цельного молока увеличился в 4,7 раз по сравнению с 1997 г. В 1997 г. часть производственных мощностей завода была выкуплена <Петмолом>.
    В целом по цельномолочной продукции комбинат обеспечивает 9,4% от общего объема выпуска в С.-Петербурге. Значительно улучшились позиции компании на рынке топленого молока: по итогам 1998 г. ОАО <Роска> вошла в пятерку крупнейших производителей топленого молока в России и занимает 1-е место по производству данного вида продукта в регионе.
    Для увеличения доли на рынке молочных продуктов С.-Петербурга и улучшения их качества на предприятии внедряется импортная линия немецкой фирмы <Мондомикс Ховден> по производству творожных десертов; планируется приобретение линии для выпуска молока в полиэтиленовых бутылках производительностью 1 тыс. бут. в час, а также оборудования для фасовки сметаны.
    При отсутствии серьезных изменений конкурентной среды на региональном рынке перспективы развития предприятия в ближайшем будущем оцениваются как благоприятные.
    <Уфамолагропром> с 1996 г. неизменно входит в десятку крупнейших предприятий по производству молочной продукции. Доля компании в общем объеме производства цельного молока по России снизилась с 1,8% в 1996 г. до 1,2% в 1998 г.
    Предприятие является крупнейшим в России производителем топленого молока: в 1998 г. оно выпускало пятую часть всего топленого молока в России. Завод производит молочные продукты широкого ассортимента, которые занимают значительную часть рынка Башкортостана.
    <Черкизовский молочный завод> входит в число пяти крупнейших производителей молока в России. В 1998 г. компания контролировала 1,6% общего объема выпуска данной продукции, однако по сравнению с 1997 г. производственные показатели ухудшились, ожидается, что в 2000-2005 гг. доля предприятия на рынке составит 1,5-2%.

СТРУКТУРА РЫНКА

    Безусловно, лидером на российском молочном рынке является группа предприятий <Вимм-Билль-Данн>. Помимо развитого производственного звена, охватывающего перспективные области РФ, важным преимуществом компании является наличие в его структуре мощной сбытовой компании, имеющей филиалы в 8 крупнейших городах России.
    Конкурентами компании на рынках крупных городов и прилегающих к ним областей являются московские заводы - Останкинский и Черкизовский, а также компании группы Parmalat (Белгородский молочный завод, предприятия в Свердловской области, АО <Петмол>, 26,4% уставного капитала которого также принадлежит Parmalat), а также крупнейшие производители из более отдаленных регионов (например, Тимашевский молочный комбинат).
    Однако на сегодняшний день они по отдельности не могут конкурировать с ВБД: доля на рынке каждого из них не превышает 2-3%. Поэтому ряд предприятий в последнее время прилагают усилия к объединению или, по крайней мере, к координации своих маркетинговых стратегий.
    За пределами центральных регионов, где уровень жизни населения сравнительно низок, главную роль в обеспечении молоком по-прежнему играют местные производители, ориентированные на выпуск доступной продукции и поддерживаемые региональными администрациями. В Татарстане молокоперерабатывающие заводы объединены в холдинг <Татарстансоте>, деятельность которого во многом регулируется республиканским правительством. Рынок Башкортостана контролируется АО <Уфамолагропром>, 47,7% акций которого находится в собственности правительства республики (доля на всероссийском рынке молока - 1,1%).
    Рынок сухих молочных продуктов разделен между большим количеством самостоятельных российских производителей, каждый из которых контролирует незначительные сегменты рынка. При этом существенное влияние на позиции производителя на рынке оказывает географическая близость к крупнейшим молочным заводам и кондитерским фабрикам, ориентированным на прямые поставки сырья. Так, одно из ведущих предприятий - АО <Княгинское сухое молоко> (Нижегородская обл.) имеет традиционные связи с Останкинским, Лианозовским и Очаковским молочными комбинатами.
    Основными участниками рынка молочных консервов являются крупные российские производители, из которых выделяются Верховский молочный комбинат (доля на рынке в 1998 г. - 9,2%), АО <Назаровское молоко> (7,9%), Волоконовский молочно-консервный комбинат (6,7%).

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ

    По темпам развития и объему прямых инвестиций, в том числе иностранных, пищевая промышленность опережает таких традиционных лидеров российской экономики последнего десятилетия, как торговля, общественное питание и топливный комплекс. В 1998 г. объем иностранных инвестиций превысил 1470 млн долл. Для сравнения: за тот же период объемы инвестиций в розничную торговлю составили лишь 1200 млн долл.
    Августовский кризис 1998 г. внес коррективы в структуру российского потребительского рынка.
    Девальвация привела к значительному снижению импорта. Иностранные компании, стремящиеся сохранить свою нишу на российском продовольственном рынке, начали предпринимать шаги по расширению своего непосредственного присутствия в России. Это проявилось не только в организации совместных производств на российских предприятиях, но и в строительстве новых мощностей.
    Наиболее активными иностранными участниками рынка молочной продукции являются Danon, Par-malat, Ehrmann и Campina. Есть все основания полагать, что эти компании будут расширять свое участие на рынке, особенно в условиях нарастающего потребительского спроса.
    Учитывая хорошие перспективы роста потребления молочной продукции, неплохую производственную базу крупнейших предприятий и наметившийся общеэкономический подъем, можно рассчитывать на повышенный интерес со стороны как портфельных, так и стратегических инвесторов.
    2000 г. обещает стать годом инвестиционного бума в пищевой промышленности.
    В условиях нарастающего спроса со стороны населения и необходимости расширения рынков сбыта не только увеличится приток инвестиций, но, несомненно, подвергнется изменению и структура отрасли.
    Процессы консолидации давно начались в отрасли, а сейчас, похоже, молочную промышленность ждет новая волна слияний и поглощений. В условиях низкой стоимости региональных предприятий у крупных, как западных, так и отечественных компаний появляется реальная возможность приобрести новые производственные мощности, которые при условии единой сырьевой и сбытовой сети могут оказаться высокоэффективными и расширят рынки сбыта. А для небольших молокоперерабатывающих предприятий поглощение лидером - единственная возможность выжить.
    Даже крупнейшие независимые предприятия, такие как <Останкинский комбинат> и <Очаковский>, предпринимают совместные действия по продвижению на рынке - создана совместная дистрибьюторская сеть. Подобный опыт есть и у небольших региональных компаний.
    Интеграция между сферой розничной торговли и непосредственно производительным сектором станет одним из факторов увеличения инвестиционной привлекательности отрасли.
    В целом нынешнее состояние молочной промышленности при условии политической стабильности позволяет рассчитывать на значительный приток инвестиций и дальнейшее развитие отрасли.

© ЗАО "Группа РЦБ".